УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
муниципального автономного учреждения
«Центр развития спорта»
Горноуральского городского округа
от 01.03.2023 г. № 44
ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме учебно-тренировочных занятий и формах обучения
в МАУ «ЦРС» ГГО
I. Общие положения
1. Положение о режиме учебно-тренировочных занятий и формах обучения в
МАУ «ЦРС» ГГО (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015
№ 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного
резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», приказом
Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»,
федеральными
стандартами спортивной подготовки по избранным видам спорта, Уставом
муниципального автономного учреждения
«Центр развития
спорта»
Горноуральского городского округа (далее – Учреждение), дополнительными
образовательными программами спортивной подготовки по видам спорта (далее –
Программа).
2. Учреждение обеспечивает учебно-тренировочный процесс посредством
реализации Программ, направленных на всестороннее физическое и нравственное
развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства
обучающихся посредством организации систематического участия указанных лиц
в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в
целях включения их в состав спортивных сборных команд.
3. Организация и осуществление образовательной деятельности по
Программам проводятся с учетом особенностей организации непрерывного
учебно-тренировочного процесса, комплектования учебно-тренировочных групп,
организации и проведения промежуточной аттестации.
4. Настоящее Положение устанавливает режим занятий обучающихся в
Учреждении.
5. Спортивный сезон в Учреждении устанавливается с 1 января по 31
декабря. При совпадении 1 января и выходного дня (воскресенья) спортивный год
начинается со следующего после выходного рабочего дня.
2
6. Продолжительность этапов спортивной подготовки, наполняемость групп,
минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки,
максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки определены в соответствии
с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
7. При комплектовании учебно-тренировочных групп Учреждение:
1) Формирует учебно-тренировочные группы по виду спорта (спортивной
дисциплине) и этапам спортивной подготовки.
2) Учитывает возможность перевода обучающихся из других Организаций.
3) Определяет максимальную наполняемость учебно-тренировочных групп с
учетом соблюдения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения и обеспечения требований по соблюдению техники безопасности:
на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) – не превышающую двукратного количества
обучающихся, рассчитанного с учетом федерального стандарта спортивной
подготовки по соответствующему виду спорта;
на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства – с учетом наличия обучающихся, имеющих уровень
спортивной квалификации (спортивный разряд или спортивное звание),
определенный в федеральном стандарте спортивной подготовки по
соответствующему виду спорта.
8. Возраст поступающих и обучающихся определяется годом рождения и
является минимальным для зачисления на этапы спортивной подготовки, т.е.
необходимо достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки. Превышение указанного возраста
допускается.
9. Обеспечение
безопасности
обучающихся
обуславливается
неукоснительным исполнением инструкций по охране труда и технике
безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки
по спортивным дисциплинам избранного вида спорта.
10. Все выезды на соревнования с обучающимися организуются после
издания приказа директора Учреждения.
11. Учреждение использует следующие виды планирования учебнотренировочного процесса:
1) перспективное, позволяющее определить сроки реализации Программы с
учетом олимпийского цикла;
2) ежегодное, позволяющее составить план проведения групповых и
индивидуальных учебно-тренировочных занятий, промежуточной и итоговой (в
случае ее проведения) аттестации;
3) ежеквартальное, позволяющее спланировать работу по проведению
индивидуальных учебно-тренировочных занятий, самостоятельную работу
обучающихся по индивидуальным планам, учебно-тренировочные мероприятия
(сборы), участие в спортивных соревнованиях и иных физкультурных
мероприятиях;
4) ежемесячное, составляемое не позднее чем за месяц до планируемого
срока проведения учебно-тренировочных занятий, включающее инструкторскую и
судейскую практику, а также медико-восстановительные и другие мероприятия.
3
12. Учреждение составляет и использует индивидуальные учебнотренировочные планы для обучающихся, включенных в списки кандидатов в
спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации и (или) в
спортивные сборные команды Российской Федерации.
II. Формы обучения и их некоторые особенности
13. Обучение в Учреждении носит комплексный характер и осуществляется
в следующих формах:
1) групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические
занятия;
2) работа по индивидуальным планам;
3) учебно-тренировочные сборы;
4) участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
5) инструкторская и судейская практика;
6) медико-восстановительные мероприятия;
7) тестирование и контроль;
8) система спортивного отбора и спортивной ориентации.
14. Учебно-тренировочные занятия проводятся с группой (подгруппой),
сформированной с учетом избранного вида спорта (дисциплины вида спорта),
возрастных и гендерных особенностей обучающихся.
Соотношение объемов учебно-тренировочного процесса по видам
спортивной подготовки и максимальные (предельные) объемы на этапах
спортивной подготовки по видам спорта определены федеральными стандартами
спортивной подготовки и указаны в Программах.
15. Работа по индивидуальным планам проводится согласно годовым
учебно-тренировочным планам с одним или несколькими обучающимися,
объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в
пару или группу, включает в себя самостоятельную работу обучающихся по
индивидуальным планам.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период
проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных
соревнованиях.
16. Учебно-тренировочные сборы проводятся в целях качественной
подготовки обучающихся и повышения их спортивного мастерства.
Направленность, содержание и продолжительность учебно-тренировочных сборов
определяется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, задач и
ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом
классификации учебно-тренировочных сборов, приведенной в федеральных
стандартах спортивной подготовки и указанной в Программах.
Списочный состав участников учебно-тренировочных сборов оформляется
приказом директора Учреждения.
4
Распорядок дня обучающихся на учебно-тренировочных сборах, расписание
учебно-тренировочных занятий разрабатываются тренерами-преподавателями.
Распорядок дня, как правило, включает в себя: время учебно-тренировочных
занятий, отдыха, питания и иных мероприятий (воспитательного характера).
Допускаются двухразовые учебно-тренировочные занятия для всех участников
учебно-тренировочных сборов, независимо от этапов обучения.
17. Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях осуществляется в
соответствии с планом физкультурных и спортивных мероприятий Учреждения,
формируемым на основе Единого календарного плана межрегиональных,
всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий,
календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий субъекта
Российской Федерации, календарных планов физкультурных и спортивных
мероприятий муниципальных образований.
Минимальные и предельные объемы соревновательной деятельности
(планируемые показатели) указаны Программах.
Под планируемыми показателями соревновательной деятельности
подразумевается определение различных соревнований, в которых обучающиеся
принимают участие в течение года. Все спортивные соревнования подразделяются
на контрольные, отборочные и основные. В зависимости от многочисленных
факторов к контрольным, отборочным и основным соревнованиям могут
относиться соревнования разного ранга.
18. Инструкторская и судейская практика проводится с целью получения
спортсменами знаний и навыков инструктора по спорту и судьи по спорту для
последующего привлечения к инструкторской и судейской работе. Приобретение
навыков инструкторской и судейской практики предусмотрено Программой.
19. Медико-восстановительные мероприятия проводятся с целью медикобиологического сопровождения, медицинского обеспечения, осуществления
восстановительных и реабилитационных мероприятий, организации спортивного
питания (возмещение энергозатрат, фармакологическое обеспечение).
Медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса включает:
периодические медицинские осмотры; углубленное медицинское обследование не
реже одного раз в год; дополнительные медицинские осмотры перед участием в
спортивных соревнованиях, после болезни или травмы; врачебно-педагогические
наблюдения.
Вопросы восстановления решаются в ходе отдельных учебно-тренировочных
занятий, соревнований, в интервалах между занятиями. Конкретное время на
восстановительные мероприятия определяются тренером-преподавателем в
соответствии с учебно-тренировочными планами и программными требованиями.
Углубленное медицинское обследование проходят все обучающиеся по
установленному графику. При выявлении медицинских противопоказаний
обучающийся отстраняется от учебно-тренировочных занятий до момента
предоставления справки из медицинского учреждения о разрешении продолжить
занятия.
Тренер-преподаватель доводит до сведения родителей (законных
представителей) обучающихся информацию о выявленных противопоказаниях и
рекомендациях об обследовании (в день обнаружения противопоказаний).
5
В случае травм обучающихся, обнаружения признаков заболевания (во время
учебного процесса) тренер-преподаватель незамедлительно сообщает об этом
администрации
Учреждения,
родителям
(законным
представителям)
обучающихся.
20. Тестирование и контроль включает в себя результаты сдачи нормативов
по общей и специальной физической подготовке, результаты спортивных
соревнований.
Система контроля и зачетные требования Программы включает:
1) конкретизацию критериев подготовки обучающихся на каждом этапе
спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и
телосложения на результативность в виде спорта;
2) требования к результатам реализации Программы на каждом этапе
спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода
обучающегося на следующий этап спортивной подготовки;
3) виды контроля теоретической, общей физической и специальной
физической, соревновательной подготовки, комплекс контрольных испытаний и
контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки
проведения контроля;
4) комплексы контрольных упражнений для оценки овладения видами
подготовки обучающихся, методические указания по организации тестирования,
методам и организации медико-биологического обследования.
Промежуточная аттестация проводится Учреждением не реже одного раза в
год и включает в себя оценку уровня подготовленности обучающегося посредством
сдачи контрольно-переводных нормативов (испытаний) по оценке соответствия
обучающихся требованиям к результатам прохождения на каждом из этапов
спортивной подготовки. Перенос сроков проведения промежуточной аттестации на
следующий спортивный сезон допускается по решению Учреждения с учетом
позиции регионального центра спортивной подготовки в случае невозможности ее
проведения для обучающегося по причине его болезни (временной
нетрудоспособности), травмы.
В случае невыполнения обучающимся требований к результатам
прохождения спортивной подготовки применительно к этапу спортивной
подготовки вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы
проведение аттестации продлевается на 12 месяцев со дня окончания срока
действия таких обстоятельств.
21. Система спортивного отбора и спортивной ориентации заключается в
целевом поиске и подборе состава перспективных обучающихся для достижения
высоких спортивных результатов.
В систему спортивного отбора включаются следующие мероприятия:
1) массовый просмотр и тестирование лиц с целью ориентирования их на
занятия спортом;
2) отбор перспективных спортсменов для комплектования учебнотренировочных групп по видам спорта;
3) просмотр и отбор перспективных обучающихся на учебно-тренировочных
мероприятиях (в том числе учебно-тренировочных сборах) и спортивных
соревнованиях.
6
III. Режим учебно-тренировочных занятий
22. Учебно-тренировочный процесс осуществляется в соответствии с учебнотренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным исходя из
астрономического часа (60 минут) на 52 недели, в соответствии с федеральными
стандартами спортивной подготовки на основе утвержденной Программы.
23. Учебно-тренировочные занятия начинаются не ранее 8.00 и
заканчиваются не позднее 20.00. Для обучающихся в возрасте 16 лет и старше
допускается окончание занятий в 21.00 часов.
24. Предельные (максимальные) объемы недельной тренировочной нагрузки,
продолжительность одного занятия с учетом этапов (периодов) подготовки,
минимальный возраст для зачисления, минимальная наполняемость групп
определяется требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по
видам спорта и Программами.
25. Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с
расписанием занятий, утвержденным директором Учреждения на календарный год,
согласованным с тренерами-преподавателями в целях установления наиболее
благоприятного режима учебно-тренировочного процесса, отдыха спортсменов. В
расписании учебно-тренировочных занятий указывается еженедельный график
проведения занятий по группам подготовки.
26. Продолжительность
одного
учебно-тренировочного
занятия
устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на
этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.
27. Тренерам-преподавателям рекомендуется делать перерывы между
учебно-тренировочными занятиями не менее 10 минут.
28. Учебно-тренировочные занятия могут проводиться в две смены, в любой
день недели, кроме воскресенья.
29. Допускается объединение (при необходимости) на временной основе
учебно-тренировочных групп для проведения учебно-тренировочных занятий в
связи с выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования, учебнотренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности,
болезнью, отпуском.
30. Допускается проведение учебно-тренировочных занятий одновременно с
обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении
следующих условий:
7
1) непревышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух
спортивных разрядов и (или) спортивных званий, в командных игровых видах
спорта – трех спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
2) непревышения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения;
3) обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
31. В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки
(переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебнотренировочного этапа, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться
или уменьшаться в пределах годового учебно-тренировочного плана,
определенного для данного этапа спортивной подготовки.
IV. Заключительные положения
32. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
Учреждения, вступает в силу с даты его утверждения приказом директора
Учреждения и действует бессрочно.
33. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме, вступают в силу с даты утверждения
директором Учреждения.
34. После принятия Положения в новой редакции (или изменений и
дополнений в Положение) предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
35. Положение подлежит актуализации при изменении законодательства,
регламентирующего предусмотренные им положения.