Положение о режиме учебно-тренировочных занятий и формах обучения

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
муниципального автономного учреждения
«Центр развития спорта»
Горноуральского городского округа
от 01.03.2023 г. № 44
ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме учебно-тренировочных занятий и формах обучения
в МАУ «ЦРС» ГГО
I. Общие положения
1. Положение о режиме учебно-тренировочных занятий и формах обучения в
МАУ «ЦРС» ГГО (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015
№ 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного
резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», приказом
Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным программам спортивной подготовки»,
федеральными
стандартами спортивной подготовки по избранным видам спорта, Уставом
муниципального автономного учреждения
«Центр развития
спорта»
Горноуральского городского округа (далее – Учреждение), дополнительными
образовательными программами спортивной подготовки по видам спорта (далее –
Программа).
2. Учреждение обеспечивает учебно-тренировочный процесс посредством
реализации Программ, направленных на всестороннее физическое и нравственное
развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства
обучающихся посредством организации систематического участия указанных лиц
в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в
целях включения их в состав спортивных сборных команд.
3. Организация и осуществление образовательной деятельности по
Программам проводятся с учетом особенностей организации непрерывного
учебно-тренировочного процесса, комплектования учебно-тренировочных групп,
организации и проведения промежуточной аттестации.
4. Настоящее Положение устанавливает режим занятий обучающихся в
Учреждении.
5. Спортивный сезон в Учреждении устанавливается с 1 января по 31
декабря. При совпадении 1 января и выходного дня (воскресенья) спортивный год
начинается со следующего после выходного рабочего дня.

2

6. Продолжительность этапов спортивной подготовки, наполняемость групп,
минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки,
максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки определены в соответствии
с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
7. При комплектовании учебно-тренировочных групп Учреждение:
1) Формирует учебно-тренировочные группы по виду спорта (спортивной
дисциплине) и этапам спортивной подготовки.
2) Учитывает возможность перевода обучающихся из других Организаций.
3) Определяет максимальную наполняемость учебно-тренировочных групп с
учетом соблюдения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения и обеспечения требований по соблюдению техники безопасности:
на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) – не превышающую двукратного количества
обучающихся, рассчитанного с учетом федерального стандарта спортивной
подготовки по соответствующему виду спорта;
на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства – с учетом наличия обучающихся, имеющих уровень
спортивной квалификации (спортивный разряд или спортивное звание),
определенный в федеральном стандарте спортивной подготовки по
соответствующему виду спорта.
8. Возраст поступающих и обучающихся определяется годом рождения и
является минимальным для зачисления на этапы спортивной подготовки, т.е.
необходимо достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки. Превышение указанного возраста
допускается.
9. Обеспечение
безопасности
обучающихся
обуславливается
неукоснительным исполнением инструкций по охране труда и технике
безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки
по спортивным дисциплинам избранного вида спорта.
10. Все выезды на соревнования с обучающимися организуются после
издания приказа директора Учреждения.
11. Учреждение использует следующие виды планирования учебнотренировочного процесса:
1) перспективное, позволяющее определить сроки реализации Программы с
учетом олимпийского цикла;
2) ежегодное, позволяющее составить план проведения групповых и
индивидуальных учебно-тренировочных занятий, промежуточной и итоговой (в
случае ее проведения) аттестации;
3) ежеквартальное, позволяющее спланировать работу по проведению
индивидуальных учебно-тренировочных занятий, самостоятельную работу
обучающихся по индивидуальным планам, учебно-тренировочные мероприятия
(сборы), участие в спортивных соревнованиях и иных физкультурных
мероприятиях;
4) ежемесячное, составляемое не позднее чем за месяц до планируемого
срока проведения учебно-тренировочных занятий, включающее инструкторскую и
судейскую практику, а также медико-восстановительные и другие мероприятия.

3

12. Учреждение составляет и использует индивидуальные учебнотренировочные планы для обучающихся, включенных в списки кандидатов в
спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации и (или) в
спортивные сборные команды Российской Федерации.
II. Формы обучения и их некоторые особенности
13. Обучение в Учреждении носит комплексный характер и осуществляется
в следующих формах:
1) групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические
занятия;
2) работа по индивидуальным планам;
3) учебно-тренировочные сборы;
4) участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
5) инструкторская и судейская практика;
6) медико-восстановительные мероприятия;
7) тестирование и контроль;
8) система спортивного отбора и спортивной ориентации.
14. Учебно-тренировочные занятия проводятся с группой (подгруппой),
сформированной с учетом избранного вида спорта (дисциплины вида спорта),
возрастных и гендерных особенностей обучающихся.
Соотношение объемов учебно-тренировочного процесса по видам
спортивной подготовки и максимальные (предельные) объемы на этапах
спортивной подготовки по видам спорта определены федеральными стандартами
спортивной подготовки и указаны в Программах.
15. Работа по индивидуальным планам проводится согласно годовым
учебно-тренировочным планам с одним или несколькими обучающимися,
объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в
пару или группу, включает в себя самостоятельную работу обучающихся по
индивидуальным планам.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период
проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных
соревнованиях.
16. Учебно-тренировочные сборы проводятся в целях качественной
подготовки обучающихся и повышения их спортивного мастерства.
Направленность, содержание и продолжительность учебно-тренировочных сборов
определяется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, задач и
ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом
классификации учебно-тренировочных сборов, приведенной в федеральных
стандартах спортивной подготовки и указанной в Программах.
Списочный состав участников учебно-тренировочных сборов оформляется
приказом директора Учреждения.

4

Распорядок дня обучающихся на учебно-тренировочных сборах, расписание
учебно-тренировочных занятий разрабатываются тренерами-преподавателями.
Распорядок дня, как правило, включает в себя: время учебно-тренировочных
занятий, отдыха, питания и иных мероприятий (воспитательного характера).
Допускаются двухразовые учебно-тренировочные занятия для всех участников
учебно-тренировочных сборов, независимо от этапов обучения.
17. Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях осуществляется в
соответствии с планом физкультурных и спортивных мероприятий Учреждения,
формируемым на основе Единого календарного плана межрегиональных,
всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий,
календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий субъекта
Российской Федерации, календарных планов физкультурных и спортивных
мероприятий муниципальных образований.
Минимальные и предельные объемы соревновательной деятельности
(планируемые показатели) указаны Программах.
Под планируемыми показателями соревновательной деятельности
подразумевается определение различных соревнований, в которых обучающиеся
принимают участие в течение года. Все спортивные соревнования подразделяются
на контрольные, отборочные и основные. В зависимости от многочисленных
факторов к контрольным, отборочным и основным соревнованиям могут
относиться соревнования разного ранга.
18. Инструкторская и судейская практика проводится с целью получения
спортсменами знаний и навыков инструктора по спорту и судьи по спорту для
последующего привлечения к инструкторской и судейской работе. Приобретение
навыков инструкторской и судейской практики предусмотрено Программой.
19. Медико-восстановительные мероприятия проводятся с целью медикобиологического сопровождения, медицинского обеспечения, осуществления
восстановительных и реабилитационных мероприятий, организации спортивного
питания (возмещение энергозатрат, фармакологическое обеспечение).
Медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса включает:
периодические медицинские осмотры; углубленное медицинское обследование не
реже одного раз в год; дополнительные медицинские осмотры перед участием в
спортивных соревнованиях, после болезни или травмы; врачебно-педагогические
наблюдения.
Вопросы восстановления решаются в ходе отдельных учебно-тренировочных
занятий, соревнований, в интервалах между занятиями. Конкретное время на
восстановительные мероприятия определяются тренером-преподавателем в
соответствии с учебно-тренировочными планами и программными требованиями.
Углубленное медицинское обследование проходят все обучающиеся по
установленному графику. При выявлении медицинских противопоказаний
обучающийся отстраняется от учебно-тренировочных занятий до момента
предоставления справки из медицинского учреждения о разрешении продолжить
занятия.
Тренер-преподаватель доводит до сведения родителей (законных
представителей) обучающихся информацию о выявленных противопоказаниях и
рекомендациях об обследовании (в день обнаружения противопоказаний).

5

В случае травм обучающихся, обнаружения признаков заболевания (во время
учебного процесса) тренер-преподаватель незамедлительно сообщает об этом
администрации
Учреждения,
родителям
(законным
представителям)
обучающихся.
20. Тестирование и контроль включает в себя результаты сдачи нормативов
по общей и специальной физической подготовке, результаты спортивных
соревнований.
Система контроля и зачетные требования Программы включает:
1) конкретизацию критериев подготовки обучающихся на каждом этапе
спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и
телосложения на результативность в виде спорта;
2) требования к результатам реализации Программы на каждом этапе
спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода
обучающегося на следующий этап спортивной подготовки;
3) виды контроля теоретической, общей физической и специальной
физической, соревновательной подготовки, комплекс контрольных испытаний и
контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки
проведения контроля;
4) комплексы контрольных упражнений для оценки овладения видами
подготовки обучающихся, методические указания по организации тестирования,
методам и организации медико-биологического обследования.
Промежуточная аттестация проводится Учреждением не реже одного раза в
год и включает в себя оценку уровня подготовленности обучающегося посредством
сдачи контрольно-переводных нормативов (испытаний) по оценке соответствия
обучающихся требованиям к результатам прохождения на каждом из этапов
спортивной подготовки. Перенос сроков проведения промежуточной аттестации на
следующий спортивный сезон допускается по решению Учреждения с учетом
позиции регионального центра спортивной подготовки в случае невозможности ее
проведения для обучающегося по причине его болезни (временной
нетрудоспособности), травмы.
В случае невыполнения обучающимся требований к результатам
прохождения спортивной подготовки применительно к этапу спортивной
подготовки вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы
проведение аттестации продлевается на 12 месяцев со дня окончания срока
действия таких обстоятельств.
21. Система спортивного отбора и спортивной ориентации заключается в
целевом поиске и подборе состава перспективных обучающихся для достижения
высоких спортивных результатов.
В систему спортивного отбора включаются следующие мероприятия:
1) массовый просмотр и тестирование лиц с целью ориентирования их на
занятия спортом;
2) отбор перспективных спортсменов для комплектования учебнотренировочных групп по видам спорта;
3) просмотр и отбор перспективных обучающихся на учебно-тренировочных
мероприятиях (в том числе учебно-тренировочных сборах) и спортивных
соревнованиях.

6

III. Режим учебно-тренировочных занятий
22. Учебно-тренировочный процесс осуществляется в соответствии с учебнотренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным исходя из
астрономического часа (60 минут) на 52 недели, в соответствии с федеральными
стандартами спортивной подготовки на основе утвержденной Программы.
23. Учебно-тренировочные занятия начинаются не ранее 8.00 и
заканчиваются не позднее 20.00. Для обучающихся в возрасте 16 лет и старше
допускается окончание занятий в 21.00 часов.
24. Предельные (максимальные) объемы недельной тренировочной нагрузки,
продолжительность одного занятия с учетом этапов (периодов) подготовки,
минимальный возраст для зачисления, минимальная наполняемость групп
определяется требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по
видам спорта и Программами.
25. Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с
расписанием занятий, утвержденным директором Учреждения на календарный год,
согласованным с тренерами-преподавателями в целях установления наиболее
благоприятного режима учебно-тренировочного процесса, отдыха спортсменов. В
расписании учебно-тренировочных занятий указывается еженедельный график
проведения занятий по группам подготовки.
26. Продолжительность
одного
учебно-тренировочного
занятия
устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов; на
этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.
27. Тренерам-преподавателям рекомендуется делать перерывы между
учебно-тренировочными занятиями не менее 10 минут.
28. Учебно-тренировочные занятия могут проводиться в две смены, в любой
день недели, кроме воскресенья.
29. Допускается объединение (при необходимости) на временной основе
учебно-тренировочных групп для проведения учебно-тренировочных занятий в
связи с выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования, учебнотренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности,
болезнью, отпуском.
30. Допускается проведение учебно-тренировочных занятий одновременно с
обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении
следующих условий:

7

1) непревышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух
спортивных разрядов и (или) спортивных званий, в командных игровых видах
спорта – трех спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
2) непревышения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения;
3) обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
31. В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки
(переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебнотренировочного этапа, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться
или уменьшаться в пределах годового учебно-тренировочного плана,
определенного для данного этапа спортивной подготовки.
IV. Заключительные положения
32. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
Учреждения, вступает в силу с даты его утверждения приказом директора
Учреждения и действует бессрочно.
33. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме, вступают в силу с даты утверждения
директором Учреждения.
34. После принятия Положения в новой редакции (или изменений и
дополнений в Положение) предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
35. Положение подлежит актуализации при изменении законодательства,
регламентирующего предусмотренные им положения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».